ОАО Мурманский
судоремонтный завод
Морского флота


Основан 8 марта 1917 года

Главная ¦ Rus/Eng
СМИ о заводе
О.А.Мазунов

Судоремотный завод продолжает работать

Интервью корреспондента «Арктической звезды» Галины Логиновой с генеральным директором О.А. Мазуновым, июль 2007 г.

Нынешней весной Мурманскому судоремонтному заводу исполнилось 90 лет. Но юбилей предприятия пришелся на сложный период в его развитии, и широких торжеств не было. О нынешней ситуации на предприятии нашему корреспонденту рассказал новый генеральный директор СРЗ Олег МАЗУНОВ.

— Олег Анатольевич, год назад на страницах «Арктической звезды» мы беседовали с Вашим предшественником Геннадием Шопиным. За прошедшее с тех пор время на СРЗ произошли бурные события, получившие широкое отражение в местных средствах массовой информации. В чем причина такой ситуации и как обстоят дела сейчас?

— Если вспоминать те события, то они были бурными скорее в прессе, чем на самом заводе. Просто в одно время сошлись несколько факторов, и это вызвало дополнительные сложности.

В июне 2005 года часть территории завода была продана «Норильскому Никелю», и эта операция до последнего времени вызывала у многих вопросы. Дело в том, что в 80-е годы штатная численность предприятия составляла 2-2,5 тысячи человек, а сейчас — в 4-5 раз меньше. Мощности и территория прежние, а объем судоремонта остался только на нынешнюю численность — 550 человек, которых мы можем загрузить работой. Продажа части завода была вынужденной мерой для экономического положения, так как большая территория требует и больших непроизводительных расходов — внутризаводских и общехозяйственных. Мы не можем продолжать жить и работать с социалистическим подходом к производству. Но не все работники предприятия это правильно поняли.

Сегодня суда ремонтируются там, где лучше, быстрее, качественнее, дешевле. Мы можем привлечь клиентов нашим оборудованием и кадрами, а вот качество и сроки пока отстают. Да и в ценообразовании появился конкурент — ФГУП РТП «Атомфлот». Это предприятие, которое раньше занималось только техническим обслуживанием ядерных энергетических установок, а сегодня там выполняют и другие работы. Купив док, который может принимать атомные ледоколы, за исключением четырех самых тяжелых, «Атомфлот» открыл доковый цех. Часть наших работников ушла туда из-за более высокой зарплаты. Но это — нормальная здоровая конкуренция, которая и нас заставляет работать лучше.

Повлияло на ситуацию и то, что в апреле 2007 года закончился контракт у генерального директора Геннадия Ивановича Шопина, и он по состоянию здоровья ушел на пенсию. Коллектив это обеспокоило, к тому же вслед за генеральным директором ушли и некоторые руководители и сотрудники. Это тоже обычная практика — с директором уходит и команда. Но при этом возник некоторый вакуум информации. К тому же первые четыре месяца года у нас не было крупных заказов, утонул понтон, и на заводе пошла суета и неразбериха, что и вылилось в прессе. Поменялась команда, вернее сказать поменялся директор, прошло собрание акционеров, и работникам все объяснили, но страсти утихли не сразу.

Дело еще в том, что 2007 год для нас вообще очень трудный, так как на него пришелся спад в ремонтных работах на атомоходах (Справочно: в 2007 году нет ни одного докования с выемкой и дефектацией валов). Только когда в мае встал в док «Ямал», люди успокоились и поняли, что завод не закрывается, не продается, а продолжает работать.

— Беспокойство у многих вызывала судьба уникальных мощностей для ремонта валов. Каковы все же перспективы из использования?

— В нашем механическом цехе есть станок, который обеспечивает ремонт судовых валов весом до 100 тонн. На северо-западе России он один. Второй есть на Дальнем Востоке на судоремонтном заводе «Славянка», но недавно в Интернете прошла информация, что завод продает свой 40 тысячный док, а это значит, что вал там уже не снять. Вот и получается, что на сегодня наш завод — единственный в России, где можно ремонтировать валовую линию атомных ледоколов.

Но никто не спрашивает и не интересуется: — Как востребовано это оборудование? Почему большой валовый станок в этом году включался только один раз? За счет каких средств завод содержит свои производственные мощности? Почему токарь профессионал на этом станке зарабатывает 13-15 тысяч рублей?

По требованию Морского судоходного Регистра освидетельствование судна на класс с выемкой валов выполняется раз в 5 лет. Работа эта очень трудоемкая, дорогостоящая, и выполнить её могут только обученные подготовленные работники. Но они не могут жить одними обещаниями и завтраками. Поэтому удержать, заинтересовать персонал — эта задача №1, а уже потом все остальное.

Кстати здание механического цеха, в котором находится этот станок, также было продано «Норильскому никелю», тем не менее, оборудование, расположенное в нем, осталось в собственности СРЗ. После продажи цеха с его новым собственником был заключен договор аренды здания, который истек 1 июля. Но работы там продолжаются и сейчас. Вопрос о переносе оборудования будет решен только когда руководство ОАО «ГМК «Норильский Никель» и Мурманского СРЗ совместно определят дату монтажа и демонтажа, то есть после нормальной предварительной подготовки новой площадки механического цеха. А пока срок аренды будет продлеваться — письмо с нашими предложениями направлено собственнику.

— Олег Анатольевич Вы руководите судоремонтным заводом всего два месяца. Какие главные шаги пришлось предпринять для стабилизации ситуации на предприятии? Какие проблемы остались?

— Проблем у СРЗ очень много, особенно богата на них была прошедшая зима. Завод отработал с убытками, которые составили 27 миллионов рублей. Сейчас стараемся их погасить и выйти на стабильную работу. Все поступающие денежные средства в основном уходят на погашение кредиторской задолженности. Май отработали уже с небольшой прибылью. Но при всех трудностях задержек с выплатой зарплаты нет. Спасибо Мурманскому пароходству за своевременную оплату работ. А по атомоходу «Ямал» пароходство даже сделало предоплату, которая очень выручила завод в трудный момент.

С Мурманским пароходством разногласий у нас нет, всегда взаимное уважение. Александр Михайлович Медведев — первый кто протянул нам «руку помощи». А Прилипко Леонид Иванович вообще каждый день с нами на связи. Хороший контакт и диалог мы поддерживаем с главным инженером Александром Михайловичем Брынцевым, и с директором департамента технической эксплуатации атомного флота Сергеем Георгиевичем Перевощиковым. Но нам понятны и причины, по которым пароходству не выгодно ставить на СРЗ свои суда. Большие танкеры мы сами принять не можем, а заводить на ремонт в Мурманск балкеры, которые работают по всему мировому океану, пароходству крайне не рационально. Но мы регулярно принимаем теплоходы «Поларис», «Клавдия Еланская» и те суда, которые бывают в Мурманске. А вот по атомоходам у Мурманского пароходства теперь есть выбор — СРЗ или Атомфлот.

Сегодня у предприятия есть заказы включительно по сентябрь, есть и на 2008 год, ищем дополнительные контракты. Специалисты докового и корпусного цеха работой обеспечены, а у механического цеха загрузки не хватает. Сейчас на механическую обработку суда практически не ставятся или эти работы ведутся частично. Но это зависит не от нас, а от бюджетов заказчика-судовладельца.

Существуют и сезонные проблемы. К примеру, зимой нельзя красить, поэтому доковаться в этот период никто не хочет. Мы, работая на Севере, не конкуренты с материком — по оплате труда (с учетом полярной надбавки и коэффициента), по метеоусловиям. И конечно же Мурманский СРЗ никогда не составит конкуренцию Китайским судоремонтникам, т.к. там очень сжатые сроки выполнения работ, практически всегда лето, дешевая трудовая сила и очень много китайцев (шутка).

— Какие у завода планы по работе на судах ММП на самый активный в году — летний период?

— Мурманское пароходство — наш основной заказчик, обеспечивающий заводу более 50 процентов доходов. Это всегда номер 1 в наших планах и мероприятиях.

В мае у нас успешно прошел доковый ремонт атомный ледокол «Ямал» и даже вышел на сутки раньше срока, оговоренного в контракте. За эту работу хочу сказать спасибо нашим малярам. Затем мы рассчитывали поработать на «Вайгаче», но он ушел на «Атомфлот» из-за более выгодной цены. Остается только пожелать, чтобы качество ремонта от этого не пострадало. 15-20 числах июля встанет на докование ледокол «Капитан Николаев» примерно на сорок суток. Надеемся в августе вытянуть счастливый билет по ремонту атомного ледокола «Таймыр».

Сейчас у нас в первом доке стоит судно АТО «Серебрянка», во втором — понтон БТОФ и буксир МАСКО, в третьем — танкер Роснефтефлота «Рундале». После выхода «Серебрянки» или «Рундале» планируется постановка АТО «Имандра». Но все будет зависеть только от нас самих. Главное сроки, качество, ну и ценовая политика, а руки и оборудование у нас есть.

©2007 ОАО «Мурманский судоремонтный завод Морского флота»